На самом деле я очень люблю советское кино. Просто оно очень разное, и мое «великое советское» далеко не всегда совпадает с тем, что называют «старым добрым советским кино» большинство моих знакомых. Мои предпочтения, однако, тривиальны, хоть и не слишком массовы. Я очень сильно, на всю жизнь впечатлен двумя очень разными советскими кинорежиссерами — Сергеем Эйзенштейном и Андреем Тарковским. «Иван Грозный» — мой самый любимый исторический фильм, а любимый фильм о войне — «Иваново детство». В число самых важных для меня советских кинорежиссеров входит Лариса Шепитько, ни один фильм не имел на меня такого сильного эмоционального воздействия, как «Восхождение». Я всякий раз, пересматривая, испытываю потрясение. Пересматриваю редко. Чем старше становлюсь, тем больше люблю золотой век Никиты Михалкова: от «Своего среди чужих» до, пожалуй, исконных «Утомленных солнцем» (менее других ценю «Обломова» — он мне кажется чересчур схематичным). Хотя последний из михалковских шедевров изумляет мастерством, но не постановкой проблемы; впрочем, фильм очень непростой. Из немого — Довженко, Пудовкин, Дзига Вертов. И тот же Эйзенштейн. Пожалуй, Довженко больше остальных мне дорог в этом периоде. В целом равнодушен к экранизациям литературной классики, но пару лет назад пересмотрел «Преступление и наказание» Кулиджанова — наконец понял: великий, абсолютно экзистенциальный фильм. Что еще: германовский «Лапшин» (остальные работы Алексея Германа не люблю, хотя признаю профессионализм), фильмы Миндадзе и Абдрашитова (хотя не пересматриваю), «Застава Ильича (Мне 20 лет)» Марлена Хуциева, отдельные работы Сергея Параджанова, Романа Балаяна (особенно «Полеты во сне и наяву»), Александра Сокурова (хотя иные его фильмы вызывают только недоумение), Глеба Панфилова. Забыл упомянуть одного из самых любимых, очень эстетского и глубокого Григория Козинцева. И еще одного, воистину народного и ничуть не простого Василия Макаровича Шукшина. Это, я так понимаю, «классический список» ВГИКа. На самом деле еще есть куча любимых советских (и российских) фильмов, которые странноваты, которые на любителя. Для душевного отдохновения с удовольствием пересматриваю советские «серии»: «Место встречи...», «17 мгновений...», «Шерлока Холмса». Да и вообще много всего чудесного, упомяну только работы Алова и Наумова, а также фильмы о советских разведчиках. К Бондарчуку (настоящему) отношусь с благоговением. Кинокомедии все мне со временем опостылели, хотя высокое комедийное мастерство Гайдая признаю. С нежностью смотрю комедии сталинистские — с Любовью Орловой. Это всё скорее пристрастия, связанные с культурной средой. А перечисленное выше (в первом абзаце), честно так себя вопрошая, сочту, пожалуй, явлением мирового искусства — неподражаемым и во все времена вдохновляющим, разбивающим грани времени и подлежащим вечному возвращению.